Этикет приветствий

Этикет играет важную роль в отношениях между людьми. Знание законов поведения в обществе помогает чувствовать себя уверенно в ситуациях, лучше ориентироваться в незнакомой обстановке и демонстрировать уровень культуры. Этикету нужно учиться с детства, чтобы легко выстраивать отношения с людьми и преуспевать. Важный элемент общения — приветствие. Уметь разбираться в том, кто должен здороваться первым по правилам этикета, и в других нюансах нужно.

Приветствие

Как выглядит правильное приветствие

Общение между людьми начинается со знакомой фразы «Здравствуйте!» или многочисленных вариантов:

  • «Привет!»;
  • «Доброе утро!»;
  • «Добрый день!»;
  • «Добрый вечер!» и т.п.

При приветствии необходимо использовать улыбку, жесты, свидетельствующие об уважении к другому человеку. Можно сделать кивок головы, легкий поклон или рукопожатие. Встреча близких людей сопровождается объятиями или поцелуем.

Нельзя опускать глаза в пол или отводить в сторону, держать сигарету и засовывать руки в карманы. Нужно пересечься взглядом с человеком, с которым предстоит поздороваться. Зрительный контакт говорит о внимании и симпатии к идущему навстречу.

Кто должен здороваться первым

Современному человеку, вращающемуся в деловых кругах, следует изучить этикет: кто первый здоровается, в каких случаях и т. д. Вежливость и знание правил поведения помогают выстраивать отношения с людьми и добиваться успеха. Отсутствие общепринятых фраз и действий во время приветствия расценивается как оскорбление.

По возрасту

Когда мы видим перед собой человека старше, будем с ним здороваться по этикету первыми из уважения к возрасту. Исключение составят официальные, деловые отношения, в которых главную роль играют должность и статус человека.

Правило по возрасту

По положению

Если начальник видит служащего своей компании, то будет приветствовать младший по рангу. За руководителем остается право первенства для рукопожатия. Подчиненному шеф сам протянет руку. Но, если руководитель зашел в комнату, где много людей, он произносит «Здравствуйте!». При входе главного лица встаньте, даже если вы женщина. Если в офисе присутствуют люди, равные по должности, здоровается тот, кто ранее увидел другого.

Мужчина или женщина

При встрече людей разного пола решение о рукопожатии принадлежит женщине. Она подает руку. Но, если это сделает мужчина, его действия не будут считаться дурным тоном в случае, когда он в статусе начальника. В условиях светской встречи, если партнер хочет уделить женщине особое внимание, он может прикоснуться к тыльной стороне ее ладони кончиком носа.

Обмениваясь рукопожатием, мужчина должен снять перчатки. На женщин это правило не распространяется. Исключением является случай, когда протягивает руку человек намного старше. Войдя в комнату, вначале следует снять перчатки, а лишь затем поздороваться со всеми.

Обмениваясь приветствиями, необходимо следить за тем, чтобы рука не была вялой и безжизненной. Сильно сжимать руку и трясти ее не стоит. Движения должны быть уверенными, свободными и непродолжительными.

В гостях

Если вы пришли в другой дом, в котором много людей, то достаточно обменяться рукопожатием с хозяином и хозяйкой, которые, по правилам этикета, первыми должны предложить этот жест. С остальными следует поздороваться словесно. Если вы услышали в свой адрес «Добрый день!», то постарайтесь ответить другой фразой, например «Здравствуйте!» или «Я вас приветствую!».

Здороваться в гостях

В магазине

Приемлемо здороваться с незнакомыми людьми, если находитесь с ними в одном помещении, например лифте или спортивном зале. Если все время посещаете один и тот же небольшой магазин, то естественным будет каждый раз приветствовать знакомого продавца. В супермаркетах расчет за приобретенный товар можно начать с приветствия кассира.

Всегда нужно поздороваться, входя на территорию небольшой торговой точки, бутика, салона. Тем более следует ответить на приветствие продавца, если он сделал это раньше вас. В больших супермаркетах на входящих и выходящих людей мало кто обращает внимание, поэтому здороваться необязательно.

Нюансы светского общества

Встречаясь с кем-либо, нужно произносить: «Здравствуйте!» или «Добрый день!». Эти приветствия желательно использовать при встрече даже в ранние часы дня. Фраза «Доброе утро!» считается более фамильярной, неформальной, и лучше ее избегать.

В деловых отношениях, в сфере бизнеса есть свои особенности общения:

  • вначале всегда здоровается и представляется заинтересованная сторона независимо от половой принадлежности;
  • при встрече лиц, равных по статусу и положению, очередность неважна;
  • когда встречаются две группы людей, первыми здороваются самые важные лица, затем сопровождающие приветствуют руководителей других групп и лишь после этого друг друга, протягивая руки и пожимая их.

Если вы пришли с опозданием на общую встречу, необходимо сделать всем поклон головы. Рукопожатием можно обменяться только с хозяином или главным лицом. При этом следует кратко извиниться за вынужденное опоздание.

В древние времена взаимное пожатие рук служило сигналом миролюбия. В современном обществе этот приветственный ритуал является знаком расположения и, как выяснили американские ученые, благоприятно влияет на исход переговоров. Для дезинфекции и гигиены рук на деловых встречах и в других ситуациях можно использовать современные антисептики.

Приветствие в светском обществе

Самым частым нарушением бизнес-этикета является неправильное приветствие. Особенно чувствительны к недочетам в поведении представители Японии, которые считают это грубостью. Пробелы в этикете сотрудников портят репутацию компании, снижают результаты финансовой деятельности.

Вежливость в нестандартных ситуациях

Бывают случаи, в которых общепринятые рекомендации о том, как здороваться правильно, не пройдут. Здесь приходится действовать по обстоятельствам. Например, вдалеке увидели знакомого, с которым хочется поздороваться, но ваши пути не должны пересечься. В таком случае не надо кричать на всю улицу слова приветствия. Достаточно будет выразить радость встречи кивком головы, поклоном, улыбкой или взмахом руки. Делать подобные жесты нужно лишь в том случае, если вас заметили и установился устойчивый визуальный контакт.

Иначе следует действовать в ситуации, когда знакомый, идя пока еще вдалеке, направляется навстречу. В этом случае не стоит заранее кричать «Добрый день (утро, вечер)!». Следует дождаться, пока расстояние между вами сократится до нескольких шагов, лишь после этого можно поздороваться.

Если вы идете не один, а вместе со своим приятелем, и тот поздоровался с незнакомым вам человеком, вы тоже должны приветствовать его. И наоборот — если вам идет навстречу ваш хороший друг, но не один, а в компании с незнакомым вам человеком, необходимо поздороваться с обеими. Если вы встретились с группой людей, среди которых находится ваш приятель, а остальных вы видите впервые, следует всех поприветствовать.

Нужно всегда здороваться с теми людьми, которые в силу обстоятельств часто пересекаются с вами, но ваше более близкое знакомство так и не состоялось. Это могут быть почтальон, продавец из магазина, куда вы часто заходите, соседи по дому, улице. Входя в помещение, комнату, в которых находятся много людей, не нужно приветствовать каждого по-отдельности, тем более что вы можете и не знать всех. Достаточно будет сказать общее приветствие «Здравствуйте!» или «Доброе утро!».

Когда приветствие можно опустить

Есть ряд случаев, когда можно не поздороваться с идущим навстречу знакомым человеком. Такая ситуация часто возникает в офисе между сотрудниками. В коридоре на протяжении рабочего дня служащие одного учреждения могут неоднократно проходить мимо друг друга. Или соседи по дому встречаются по несколько раз за день. Совсем не обязательно каждый раз приветствовать одного и того же человека.

Если вы пришли в место, где много людей, с опозданием, то нужно тихо зайти в зал (аудиторию). Такая ситуация может возникнуть в следующих случаях:

  • на родительском собрании;
  • на спектакле;
  • на концерте.

Лучше знакомых поприветствовать легким кивком головы или сделать это позже, в перерыве (антракте). Здороваться не обязательно, если двух людей при встрече разделяет преграда, например перегородка, стол. Не стоит обмениваться рукопожатием над головой другого человека.

Ссылка на основную публикацию