Этикет для общественного транспорта

Правила поведения в общественном транспорте необходимо знать каждому человеку. Их соблюдение способствует спокойному взаимодействию пассажиров и предотвращает многие непредвиденные ситуации.

Общественный транспорт

Общие нормы поведения для транспорта

Нормы поведения в общественном транспорте соблюдают независимо от его вида. Правила поведения для школьников и взрослых одинаковы.

На входе

Подходить к дверям транспорта следует после его остановки.

Перед посадкой пропускают выходящих пассажиров. На улице заранее снимают рюкзак со спины. При входе соблюдают очередность, не торопятся и не толкаются.

Пожилым людям, инвалидам, беременным женщинам необходимо помочь подняться в салон. В полунизкопольных автобусах и троллейбусах перечисленные категории лиц входят в дверь, где отсутствуют ступени.

После посадки проходят в середину салона, чтобы освободить пространство для других пассажиров. Если нужно выйти на следующей остановке, становятся недалеко от дверей. После оплаты проезда билет сохраняют до конца поездки, его предъявляют контролеру по первому требованию.

Вход

Во время движения

Необходимо соблюдать следующие правила поведения в автобусе и другом общественном транспорте:

  1. Не ходить по салону без надобности. Для профилактики травматизма нужно держаться за поручни, стоять, повернувшись лицом в сторону движения. Допускается размещение полубоком или боком. Нежелательно поворачиваться к водительскому месту спиной, т. к. можно ее травмировать при внезапной остановке.
  2. Не высовывать голову, руки из окна.
  3. Не разговаривать громко. Нередко некоторые пассажиры длительное время обсуждают по телефону свои или чужие проблемы. Таким поведением они показывают неуважение к людям, вынужденным быть свидетелями разговора.
  4. Слушать музыку в наушниках.
  5. Не ставить вещи в проходе.
  6. Не отвлекать водителя. Оповещать водителя об остановке заранее.
  7. Не пачкать сиденья, пол и сидящих рядом людей мороженым и другими продуктами.
  8. Не облокачиваться спиной на двери, т. к. они могут открыться.
  9. В переполненном маршрутном такси передавать деньги за билет, не вставая с места.

Движение

Порядок выхода

Продвигаясь к выходу из автобуса, держатся за поручни.

В переполненном салоне недопустимо идти, расталкивая впереди стоящих пассажиров. Нужно вежливо узнать, выходят ли они на следующей остановке (при отрицательном ответе — попросить людей пропустить или поменяться местами).

При выходе продолжают держаться за поручни. Если следом спускается инвалид или пожилой человек, ему протягивают руку. Это же правило касается ситуации, когда мужчина сопровождает в поездке женщину, независимо от ее возраста.

Эвакуация при чрезвычайных ситуациях

При пожаре салон быстро покидают через двери, окна. Если автобус перевернулся или двери заблокированы, можно воспользоваться аварийными люками. При задымлении дышат через рукав или влажную ткань.

При эвакуации из трамвая или троллейбуса следует быть осторожным: металлические части могут находиться под напряжением из-за повреждения огнем изоляции проводов. Поэтому запрещается дотрагиваться до металлических элементов и заливать их водой. Выбираются из салона, по возможности не касаясь ступеней, помогая другим людям покинуть транспорт.

Эвакуация

При пожаре или аварии существует риск взрыва топливных баков. Поэтому после эвакуации людей необходимо отойти от опасного объекта на максимальное расстояние.

Кому уступают места

В общественном транспорте уступают места инвалидам, маленьким детям, беременным женщинам, пожилым людям. Рядом с передними сиденьями или в середине салона установлены специальные знаки, указывающие на предоставление мест перечисленным категориям.

По этикету принято, чтобы мужчина уступал место женщине, но девушка может освободить кресло для пожилого мужчины.

Подросткам и дошкольникам следует рассказать о том, что нужно уступать место пожилым людям и инвалидам.

Железнодорожный транспорт

Для поездки на железнодорожном транспорте существуют отдельные правила поведения. Они помогают соблюдать культуру общения и указывают, как действовать в экстремальных ситуациях.

Правила поведения

  1. Во время ожидания поезда запрещается подходить близко к рельсам.
  2. Заходить в вагон следует, держась за поручни, чтобы не упасть. Багаж в купе размещают так, чтобы он не загораживал проход. Чаще всего сумки и чемоданы ставят под нижними полками. При наличии в купе других пассажиров столик не занимают полностью своими продуктами и посудой.
  3. Не рекомендуется хранить тяжелые сумки на верхних полках, т. к. при резком торможении упавшие вещи могут травмировать людей.
  4. Вечером, когда в вагоне выключается верхний свет, нельзя громко разговаривать и слушать музыку. Прием пищи лучше отложить до утра.
  5. Во время экстренного торможения или столкновения поезда открытая дверь купе захлопывается с большой скоростью. Это может привести к тяжелым травмам, поэтому стоять на данном участке не рекомендуется.
  6. Горячий чай желательно пить во время остановок. Если вагон качнется, можно получить ожог от разлитого кипятка или нанести травму окружающим. Также не рекомендуется нести горячую воду в емкости по проходу плацкартного или купейного вагона во время движения поезда.
  7. Нежелательно проводить длительное время в тамбуре: там совершается самое большое количество преступлений с применением насилия.
  8. Нельзя оставлять ценные вещи в карманах одежды, размещенной в купе на видном месте.
  9. В электричках, особенно в вечернее время, лучше не занимать места в пустом вагоне. Желательно расположиться подальше от шумных компаний.

Железнодорожный транспорт

Поведение в экстренных ситуациях

В случае опасности в поезде или электричке необходимо воспользоваться пультом связи с машинистом или стоп-краном. Последнее устройство применяют при пожаре, угрозе для жизни. Запрещается срывать стоп-кран в туннелях. За его неправомерное использование налагается штраф или уголовная ответственность.

Если поезд сошел с рельсов и вагон стал переворачиваться, нужно крепко ухватиться за полки: это предотвратит удары о столик, стены купе. Следует закрыть глаза во избежание попадания осколков от стекла.

При пожаре нос и рот закрывают тканью, смоченной в жидкости, после чего покидают вагон через дверь или окно. Если салон сильно задымлен, идут пригнувшись или на четвереньках. В некоторых случаях к выходу приходится ползти.

В салоне находится много синтетических горючих материалов, задымление происходит быстро. Поэтому даже если очаг пожара расположен далеко, необходимо покинуть вагон как можно скорее.

В метро

В метрополитене всегда находится большое количество людей, особенно в часы пик. Поэтому там повышается опасность травматизма.

Поведение на эскалаторе

При заходе на эскалатор маленьких детей держат на руках, смотря себе под ноги и поднимая длинные полы одежды, чтобы лента их не затянула.

Метро

По этой же причине запрещается садиться на ступени эскалатора, просовывать под него пальцы. Во время его движения держатся за поручень, располагаясь с правой стороны. Запрещается устанавливать на поручень тяжелый багаж: одно неловкое движение может спровоцировать его падение и травмировать людей, стоящих ниже.

Как себя вести на платформе

Ожидая электропоезд, нельзя подходить к краю платформы. На ней обозначена разграничительная линия, которую не следует переступать. После остановки состава нужно дождаться, когда вагон покинут выходящие пассажиры, а потом спокойно зайти и занять свободное место (при его отсутствии — встать, держась за поручни и не заслоняя выход). Облокачиваться на двери нельзя.

Чрезвычайные ситуации

В метро могут произойти ситуации, представляющие опасность для жизни. При большом скоплении народа велик риск возникновения давки. В этом случае нужно снять с шеи шарф, галстук, украшения и застегнуть одежду. Руки должны быть согнуты в локтях, чтобы оставалось пространство для нормального дыхания. Для защиты грудной клетки перед ней выставляют кулаки.

Остерегаются препятствий в виде выступов, углов, колонн, решеток. При падении встают по ходу движения толпы. Маленьких детей садят на плечи.

Эскалатор также представляет опасность. При падении ленты вниз нужно быстро перелезть через балюстраду на другой эскалатор. Если одежду или обувь «зажевало», следует оповестить об этом диспетчера: он остановит работу эскалатора и освободит из ловушки.

При падении на рельсы нужно бежать вперед по направлению движения электропоезда (при отсутствии его приближения) до черно-белой полосы, добравшись до начала платформы — просить о помощи пассажиров и работников метрополитена.

Падение на рельсы

Если после падения слышны сигнал и шум состава, следует быстро лечь в специальное углубление на рельсах (перед этим снять рюкзак, если он находится за спиной, и проследить, чтобы одежда плотно прилегала к телу).

Если в вагоне произошел пожар, рекомендуется намочить шарф, платок или другую ткань жидкостью и дышать через них. Пожар быстрее распространяется при открытых окнах в вагоне, поэтому их следует затворить. Двигаются от возгорания по возможности по ходу движения электропоезда. Нельзя пользоваться стоп-краном, пока состав находится в туннеле: поезд должен доехать до станции.

Основы этикета

Этикет в общественном транспорте одинаков как для наземных средств передвижения, так и для метро.

Он включает в себя следующие правила:

  1. Предоставлять места инвалидам, детям, пожилым людям.
  2. Не перекусывать в вагонах.
  3. Громко не разговаривать.
  4. Отказаться от сна во время поездки.
  5. Не разглядывать пристально пассажиров.
  6. Не расчесываться и не делать макияж.

Если посторонний человек спрашивает, как проехать к какой-либо станции или где лучше выйти, ему следует ответить или направить его к работнику метро.

Личный транспорт

  1. Владелец автомобиля перед поездкой должен открывать дверь перед пожилым человеком или женщиной. При этом он может подать руку, чтобы помочь им расположиться на сиденье.
  2. Также водитель обязан быть вежливым на дороге по отношению к автолюбителям и пешеходам.
  3. Перед тем как включить музыку, открыть окно он должен спросить разрешения у пассажиров.
  4. Курить водителю в машине запрещено. Ароматизаторы в машине не должны иметь резкий запах.

Нельзя отвлекать владельца автомобиля разговорами без его разрешения.

Ссылка на основную публикацию