Основы сетевого этикета

Не каждый знает, что такое сетевой этикет. Но этот свод правил позволяет сделать виртуальное общение эффективным и приятным для всех групп пользователей. С одной стороны, его можно назвать аналогом офлайн-этикета, однако здесь имеются свои особенности и нюансы.

Работа в сети

Как появился сетевой этикет

Все больше людей сегодня переносят свою жизнь в виртуальное пространство. В интернете ведут деловые переговоры, ищут партнеров для бизнеса, общаются с друзьями, заводят романтические знакомства.

Большинство форумов и социальных сетей с момента своего появления публикуют внутренние правила поведения, которые обязательны для всех пользователей, а их нарушение ведет к санкциям в виде временной или постоянной блокировки.

Постепенно из различных источников были выделены основные принципы вежливого поведения в интернете, которые и стали базой для формирования сетевого этикета.

Основные понятия сетевого этикета

Правила общения в интернете похожи на общепринятый речевой этикет: быть вежливым, внимательно слушать и читать собеседника, избегать грубости и вульгарности, уважать мнение другого человека.

Излагать свои мысли следует кратно и по теме, не употребляя бранных слов и ненормативной лексики. Перед отправкой сообщения не лишним будет проверить его на наличие ошибок. Не стоит вступать в перепалку с собеседником, даже если ваши точки зрения кардинально расходятся.

Терпение, самообладание и умение сдержать эмоции — таковы качества, позволяющие сохранять достоинство в любой ситуации. Таким образом, не стоит сомневаться, действуют ли правила этикета в интернете.

Особенности поведения в сети

Общение в интернете имеет свои особенности, среди которых:

  1. Анонимность. В большинстве случаев виртуальные беседы строятся в условиях анонимности. У каждого пользователя есть возможность полностью или частично закрыть свой профиль либо вовсе примерить на себя чуждый ему образ. Зрелые мужчины называют себя юными девушками, коренастые брюнеты за пару кликов превращаются в высоких голубоглазых блондинов, а офисные клерки — в рисковых байкеров с татуировками во всю спину. Раскрыть личность пользователя без его желания невозможно, что ведет к отсутствию отрицательной реакции общества на непристойное поведение.
  2. Добровольность. Общение в виртуальном мире строится на добровольной основе. Каждый пользователь может поддерживать или уходить от контактов в любой момент.
  3. Отсутствие явной эмоциональности. Текст не может в полной мере передать чувства высказывающего. Отсюда обилие смайлов и значков, которые призваны компенсировать эту потребность.

Сетевой этикет построен с учетом данных особенностей и призван приблизить виртуальное общение к привычным и понятным нормам взаимодействия офлайн.

Сетевой этикет

Правила сетевого этикета

Сетевой или цифровой этикет действует и для школьников, и для взрослых пользователей вне зависимости от их статуса и социального положения. Это позволяет свести коммуникации в виртуальном пространстве к единому стандарту, сделав их понятными, доступными и приемлемыми для всех групп пользователей.

Общие рекомендации

  1. Получая от собеседника знакомое видео, картинку или текст, не стоит говорить, что это «баян». Лучше выразить удивление или одобрение.
  2. Перед тем как сделать репост информативного сообщения, не лишним будет проверить его достоверность. Это займет пару минут, но позволит избежать распространения фейковых новостей.
  3. Перед тем как связаться с пользователем по видеосвязи, лучше предупредить его об этом, чтобы случайно не помешать человеку в важном занятии.
  4. На вопрос, заданный в сообщении, следует отвечать в течение суток. Более долгий срок считается грубостью.
  5. Сообщения, написанные с использованием символов, латиницы или неуместного капслока — это моветон.
  6. Во всех ситуациях нужно внимательно следить за грамотностью своего письма. Но указывать на ошибки других пользователей не стоит.
  7. Использовать юмор, иронию и сарказм в общении с малознакомыми людьми нужно с большой осторожностью. Для собеседников неловкая шутка может быть не только непонятной, но и оскорбительной. Лучше начать с устоявшихся и популярных фраз, чтобы почувствовать уровень и настроение партнеров по переписке.
  8. Даже если вы являетесь признанным специалистом в своей отрасли, избегайте заносчивости.

При переписке по электронной почте

Интернет-этикет предписывает свои нормы и при общении посредством электронной почти.

Дискуссия будет эффективной, если вести ее по следующим правилам:

  1. Обращение к собеседнику должно быть персональным, по имени, но без панибратства.
  2. Заполнение поля «Тема» сделает письмо более информативным, а его поиск в электронном ящике — быстрым.
  3. Не стоит затягивать с ответом на письма. Если полученное сообщение не подразумевает ответа, лучше также подтвердить его словами «Да. Спасибо. Получил(а)».
  4. Вложение не должно превышать 3 Мб, для отправки более объемных документов нужно воспользоваться архиватором.
  5. В конце письма можно оставить предусмотренный для связи блок с контактами, где указать свои ФИО, должность, номер телефона.

Соблюдая эти правила, можно произвести благоприятное впечатление на собеседника и более результативно провести переговоры.

Виртуальное общение

Социальные сети и форумы

Большинство форумов имеют собственные правила поведения, которые должны действовать в отношении всех пользователей. Вместе с тем существуют и неписанные нормы, о которых следует знать.

Среди них следующие:

  1. Поскольку форумы и группы в социальных сетях имеют свою тематику (пример: форум собаководов, чат подъезда, группа о народных инструментах и т. д.), сообщения, выходящие за рамки обозначенной темы, являются флудом и могут быть удалены модераторами, наказаны штрафом в виде временного или постоянного бана.
  2. Статус «онлайн» говорит лишь о том, что устройство пользователя включено, но не о том, что человек готов к общению.
  3. На каждое просмотренное сообщение нужно ответить. Если нет времени на развернутый ответ, можно ограничиться кратким «Отвечу позже». Но затем обязательно вернуться к беседе.
  4. Отправляя ссылку в личном сообщении, лучше сопроводить ее пояснением. Это поможет избежать недопонимания.
  5. По отношению к постам на стене сетевого знакомого существует правило: «Одобряй или проходи мимо». В личном аккаунте человек делится собственными мыслями и мнением. Не стоит критиковать и осуждать их. Для критических замечаний лучше воспользоваться своей стеной.
  6. На просторах форумов и социальных сетей нередко возникают дискуссии, переходящие в перебранку. Нужно стараться избегать таких ситуаций. Если почувствовали, что обстановка накаляется, четко и один раз сформулируйте свою точку зрения и больше не вступайте в разговор.
  7. Если какой-то пользователь перестал быть интересным, отпишитесь от него. Сообщать о своем решении автору не следует.

Типичные ошибки пользователей

К наиболее частым ошибкам интернет-пользователей относятся следующие:

  • использование ненормативной лексики;
  • разжигание споров и распрей, оскорбление людей;
  • воровство, мошенничество, обман;
  • разговоры на отвлеченные темы в неподходящих местах.

Понятие «этический кодекс интернет-общения» появилось сравнительно недавно. Но фундамент для него был заложен еще 2 десятилетия назад, когда всемирная паутина стала местом активного общения представителей разных культур, государств, конфессий, социальных групп и профессий.

Возникновение виртуальной этики объясняется потребностью в едином стандарте коммуникаций, приемлемом для каждого члена онлайн-сообщества.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector