Правила приветствия и прощания по этикету

Хорошо воспитанный человек эффективно взаимодействует с окружающими. Он уверен в себе, при разговоре соблюдает правила вежливости. Этикет приветствия поможет получить от общения исключительно положительные эмоции.

Приветствие

Варианты приветствий

Самые распространенные варианты приветствий — это слова и рукопожатия. В отдельных случаях здороваются кивком головы или прикладывают руку к головному убору (при несении воинской службы).

Слова

Чтобы не попасть в неловкое положение, надо знать, когда произносить фразы «Доброе утро», «Добрый день», «Добрый вечер», «Доброй ночи»:

  1. Утро начинается в 6:00 и продолжается до 12:00.
  2. День длится с 12:00 до 18:00.
  3. Вечер — с 18:00 до 00:00.
  4. Ночь — с 00:00 до 6:00.

Эта классификация позволяет определить, какие слова приветствия нужно употребить. Если человек работает в ночную смену, он может сказать коллеге «Здравствуйте».

При написании письма (СМС-сообщения) тому, у кого сейчас ночь, используют фразу «Доброе утро». Ориентируются на время адресата, так демонстрируют уважение.

Рукопожатие

Это признак доверия и положительного настроя на общение. Рукопожатие позволяет установить деловой контакт, выразить благодарность за встречу. При таком приветствии невежливо сжимать руки. Когда человек кладет на кисть собеседника обе руки, это считается признаком дурного тона.

Первым должен подавать руку тот, кто старше или занимает более высокую должность. Нельзя протягивать ее через кого-либо или препятствия (стол, стул, полку).

Тактильное приветствие должно быть коротким, формальным, большой палец следует отвести в сторону. Если руки влажные, надо незаметно вытереть их.

Кто здоровается первым

В помещении могут присутствовать несколько человек разного возраста, пола и социального статуса.

Когда гость входит в комнату, где находятся люди, он должен первым с ними поздороваться, используя слова:

  • «Здравствуйте»;
  • «Приветствую»;
  • «Доброе (время суток)».

Слова следует произносить отчетливо, не слишком громко.

Старший или младший

По нормам этикета тот, кто младше, здоровается первым, но не протягивает руку. Но если хозяйка дома принимает гостей, то при встрече она должна поприветствовать их первой (в этом случае тоже можно обойтись без рукопожатия).

Начальник или подчиненный

Когда сотрудник заходит в кабинет к начальнику, он должен первым сказать «Здравствуйте». Если подчиненный зашел в помещение, где присутствуют коллеги и руководитель, ему рекомендуется негромко произнести приветствие или кивнуть головой. Согласно правилам этикета тот, кто младше по должности, не протягивает руку коллеге, чья должность выше.

Мужчина или женщина

Первым должен здороваться мужчина. Если он сидит и к нему подходит женщина, по этикету нужно встать. Этим жестом мужчина проявляет уважение к даме, показывает, что хорошо воспитан. Когда девушка встречает знакомого, который намного старше нее, она должна поздороваться первой.

Мужчина здоровается с девушкой

Гость или хозяин

Когда гости первые здороваются с хозяйкой, они не должны протягивать ей руку. Если случилось так, что гостья опоздала на встречу и вошла в дом, когда все уже собрались за столом, вначале ей надо поприветствовать женщин, а потом мужчин. Человек, пришедший вовремя, вначале здоровается с хозяином дома, а затем с пожилыми людьми (в первую очередь с женщинами).

Продавец или покупатель

Покупатель заходит в магазин, соответственно, ему следует поздороваться с продавцом. Если эти люди знакомы, приветствия выражают исходя из возраста и пола.

Ребенок или взрослый

Младший здоровается со старшим. Но завучи, педагоги, директора по этикету первые приветствуют детей в учебных заведениях.

Особенности светского общества

В светском обществе следует вести себя тактично. Представления, знакомства должны быть короткими, а не переходить в рассказ о жизни.

Важно грамотно формулировать вопросы. Лучше спросить «Откуда вы родом?», чем «Откуда вы?». Не нужно угадывать национальность гостя. Можно неосознанно оскорбить его (турка назвать греком, армянина — азербайджанцем).

Следует правильно вести себя за столом. Вначале нужно спросить, из каких ингредиентов приготовлено блюдо, после — узнать, как правильно его есть.

Некоторые блюда японской кухни едят палочками, а не привычными столовыми приборами.

Чтобы поддержать светскую беседу, можно спросить, какие страны посетил гость. Важно правильно держать бокал. Можно хорошо проявить себя, если продемонстрировать знания о вине, чае, сортах кофе или расспросить гостей об их коллекциях.

Когда разговор заходит о покупках, не следует упоминать адреса, торговые марки, цены. Достаточно спросить, доволен ли человек приобретением. Это правило также касается отдыха. Не надо упоминать гостиницы, категории номеров, стоимость поездки.

В высшем обществе не принято говорить о диетах, заболеваниях, здоровом образе жизни. Вопросы на эти темы покажутся бестактными. Нельзя хвастаться подарками перед гостями. Можно обсуждать искусство.

Взгляд человека, который задает вопросы, должен быть заинтересованным.

Чтобы хорошо проявить себя в светском обществе, надо соблюдать и другие правила:

  1. Держать осанку. Благодаря этому человек демонстрирует ощущение собственного достоинства.
  2. Быть сдержанным. Гримасы, громкий смех, размахивание руками недопустимы.
  3. Контролировать эмоции. Культурный гость не трогает волосы, воротник или затылок, когда ведет дискуссию.
  4. Следить за речью. Она должна быть чистой, внятной, без повышенных тонов, криков и грубых выражений. Не следует вести пустые разговоры, “подкалывать” собеседников, делать им замечания, плохо отзываться о тех, кто не присутствует на мероприятии. Лучше не отходить от заданной темы и быть не слишком разговорчивым.

В светском обществе люди уважают мнение других, даже если чем-то недовольны. Когда возникает сложная ситуация, нельзя переходить на личности. При разговоре не стоит отвлекаться, заниматься посторонними делами.

Следует знать меру в комплиментах. Воспитанный человек не скупится на лестные высказывания, но и не злоупотребляет ими. Искренний уместный комплимент всегда порадует собеседника. В высшем обществе никогда не срываются на окружающих, дамы не разводят сплетни и не плетут интриги.

Общение

Можно ли здороваться через порог

По правилам этикета это не запрещено, но есть приметы, согласно которым дверной проем с порогом является гранью между 2 мирами (живых и ушедших). Поверья запрещают пожимать руки через порог: в дом могут попасть злые духи.

Когда человек заходит в свое жилище и выходит из него, он путешествует в 2 измерениях. Чтобы обезопасить дом от негативной энергии, эзотерики советуют соблюдать приметы. В соответствии с поверьями приветствия и прощания через дверь предвещают ссору.

Перед тем как поздороваться с человеком, желательно пустить его в свое жилище. Тогда порог выступит в качестве энергетического фильтра и предотвратит появление негатива. Рукопожатие через порог отрицательно сказывается на ауре хозяина.

Через порог

Вежливость в особых ситуациях

Жизненные ситуации бывают разными, но этикет не меняется. Вежливое отношение предполагает тактичность. Эта модель поведения ценится в любом обществе. Официальная вежливость включает правила речевого этикета, которые соблюдает человек в процессе коммуникации.

Деловые приветствия лишены яркой эмоциональной окраски, они нейтральны. По такому этикету коллеги обращаются на «Вы».

Ритуально-обрядовое общение предполагает уместные приветствия на торжественных мероприятиях. Здороваясь, человек сильнее выражает эмоции, чем в первом случае.

Он проявляет такие личностные качества:

  • приветливость;
  • добродушие;
  • тактичность.

Гость произносит фразы, соответствующие типу торжества.

Бытовая вежливость — неформальное общение в кругу друзей и родственников. Человек проявляет чувство юмора в компании, открыто выражает эмоции. Бытовая вежливость предполагает употребление слов «ты», «твоя», «твое» (если человек хорошо знает собеседника).

Безличная форма вежливости в русском языке предполагает отсутствие личных местоимений, она подходит для общения с незнакомыми людьми. Чтобы спросить или попросить у кого-то что-либо, употребляют слова «извините», «пожалуйста».

Воинское приветствие символизирует сплоченность служащих и является признаком взаимного уважения. Служащие выражают приветствия, соблюдая правила, указанные в уставе Вооруженных Сил РФ.

Военный, младший по званию, первым выражает приветствие. Если у служащих равное положение, не имеет значения, кто первый здоровается.

Они отдают дань уважения:

  • Могиле Неизвестного Солдата;
  • братским могилам воинов, которые воевали за свободное существование Родины;
  • флагу — символу России;
  • похоронным процессам при сопровождении воинских подразделений.

Воинские части в строю выражают приветствия по команде президента, министра обороны, генерала, адмирала, лиц, которые проводят проверку подразделения. Старший начальник отдает им команду «Смирно», после чего заявляет о готовности полка (подразделения) к проверке.

Воинское приветствие в строю Президента Российской Федерации осуществляется при сопровождении оркестра, марша или национального гимна. Когда служащие вне строя, они приветствуют начальника после того, как звучит команда «Смирно».

Служащие поворачиваются лицом к командиру, принимают стойку и прикладывают руку к головному убору. После принятия доклада командир озвучивает «Вольно». Лицо, которое докладывает о прибытии начальника, повторяет ее. Служащие принимают положение «Вольно», убирают руку от головного убора.

Приветствие военных

В каких случаях приветствие можно опустить

Если человек гуляет с другом, тот встречает приятелей и заводит беседу с ними, можно не поздороваться или слегка кивнуть головой. После того как товарищ представит компаньона, следует произнести фразу «Приятно познакомиться».

Процедура прощания

В конце встречи тоже надо сказать подходящие слова. Вне зависимости от пола, возраста и социального статуса первым прощается тот, кто уходит. Когда гости покидают дом, они должны первыми попрощаться с хозяйкой словами «До свидания», «До скорой встречи», «Всего доброго».

По правилам хорошего тона надо произнести и другие вежливые фразы (например, «Был рад встрече»). В некоторых ситуациях нужно поблагодарить человека за то, что он уделил вам внимание.

Бывает так, что гость вечеринки беседует с кем-то, а ему срочно нужно уехать. Резко прерывать диалог невежливо. По возможности надо уходить, когда и другие гости расходятся. Необходимо попрощаться с другими.

Не следует злоупотреблять гостеприимством, важно принимать во внимание «сигналы». Например, хозяин начинает убирать со стола еду и приборы. В это время можно попрощаться с ним и гостями.

Положительное воздействие на окружающих окажут фразы «Было приятно провести с вами время», «Скоро увидимся», «До завтра», «До скорой встречи». Если появилась неотложная ситуация, лучше сказать правду, а не придумывать повод уйти.

Когда человек собирается уехать в другой город (страну), он встречается с друзьями или коллегами. Для этого лучше выбрать красивое место, завести приятные разговоры, вспомнить радостные события.

Не принято обращаться с порога. Если друг не в восторге от переезда, не надо задавать ему много вопросов на эту тему, а в пожеланиях важно быть искренним.

Правила хорошего тона никого еще не подводили. Благодаря им человек проявляет свои лучшие качества и устанавливает доверительные отношения с окружающими.

Ссылка на основную публикацию